«Клятва» Чена Кайге. Самый китайский и прибыльный на родине фильм азиатского классика не нашел понимания на Западе.

читать дальшеНад «Клятвой», открывшей Московский кинофестиваль, уже успели поехидничать и в России, и на Западе. Сага про влюбленного генерала, прекрасную принцессу и поднимающегося с колен раба показалась крайне наивной и путаной – «Три орешка для Золушки» и «Кольца Альманзора», только с беспрецедентным для Китая бюджетом $42 млн и хаосом сюжетных линий.
Упрощенно все выглядит так. В прекрасную принцессу, наложницу императора, влюблены все, и самый знаменитый военачальник, и вечный второй полководец, безбожно завидующий первому, и даже не знающий свободы раб-скороход знаменитого генерала. Однажды второй поднимает мятеж, император призывает на помощь своего лучшего полководца, но того тяжело ранит таинственный убийца, двигающийся быстрее молнии. Тогда он просит раба надеть его доспехи и спасти императора, тот подчиняется, но вот беда: спасая принцессу, невежественный раб не узнав убивает императора. Принцесса влюбляется в своего спасителя, но над ней висит рок: еще девчонкой она заключила соглашение с богиней, согласно которому она получит все блага мира, но в отместку будет терять всех своих возлюбленных.
Зрителю, утомленному суетой, слезами и смертями на экране, которые не удается связать в осмысленное целое, не удается даже насладиться безупречной живописностью кадра Чена Кайге. Красивейшая сцена с многотысячной массовкой, выдрессированной не хуже солдат Кремлевского полка, вдруг сменяется каким-нибудь кустарным 3D про бизонье стадо, из которого пиксели торчат.
Конечно, «Клятва» сделана в жанре уся-пян (кино о боевых искусствах, китайский вариант киноромана «плаща и шпаги»), который предполагает и условность сюжета, и слезодавительные «страсти роковые», и излишнюю красивость. Но поставленные в том же жанре «Крадущийся тигр, невидимый дракон», «Герой», «Дом летающих кинжалов» впечатляли больше.
«Клятва» – это мегапроект азиатского кино. Его делали звезды, причем, за исключением композитора Клауса Бадельта, звезды Юго-Восточной Азии. Боевого генерала сыграл японец Хироюки Санада («Последний самурай», «Белая графиня»), главного героя – самый яркий сегодня корейский актер Кун Чжан Дон, принцесса и главный злодей – звезды гонконгского кино Сесилия Чун и Николас Цэ.
Перед нами, по сути, кинематографическое воплощение традиционных многотомных китайских романов, тех самых, читать которые европейца не усадишь даже силком.
Отсюда и так раздражающие европейцев детали: героев много, они постоянно что-то делают и все запутывают, их убивают едва ли не в каждой сцене, чтобы потом вновь воскресить, они ведут долгие дебаты о воспитанности, долге и познании мира. Как и положено в китайском романе, все очень нравоучительно, все так, как должно быть по требованиям этики, то есть не как в нормальной жизни, все неправдоподобно, но это законы жанра. Китаец счастлив, а неподготовленный человек непременно запутается.
Мудрено ли, что волосатые варвары фильм осмеяли, но зато в Китае по результатам национального проката лента сейчас уступает только непобедимому «Титанику».
У нас фильм называется «Клятва». А на самом деле его подлинное имя – «Ву чжи», что в переводе с китайского значит «Предела нет».
Предела нетТекст: Вадим Нестеров.